КОНТАКТЫ
Санкт-Петербург
Тел: +7 812 325-3773,
Факс: +7 812 325-3773

E-Mail: info@mortrans.ru



Комментарии группы С                           

Существуют две группы терминов С: одна из них CFR и CIF применяются при морских перевозках товара; другая – CPT и CIP – может быть использована при осуществлении перевозки любым видом транспорта, включая морскую и смешанную перевозки.
Термины группы С возлагают на продавца обязанность заключить договор перевозки на обычных условиях за свой собственный счет. Поэтому, в договоре обязательно должен быть указан пункт, до которого продавцом осуществляется оплата транспортных расходов и который указывается после соответствующего «С» - термина. Термины CIP и CIF обязывают продавца застраховать товар и нести расходы по страхованию.
Сущностью «С» - терминов является освобождение продавца от дальнейших рисков и расходов после того, как он полностью выполнил договор купли-продажи, заключив договор перевозки, передав товар перевозчику и обеспечив страхование в соответствии с терминами CIF и CIP.
Таможенное оформление товаров при внешнеторговых сделках с применением торговых терминов «Инкотермс».
Общие положения.
При осуществлении таможенного оформления товаров, условия их поставки в соответствии с международным внешнеторговым договором, рассматриваются таможенными органами на этапе осуществления валютного контроля при проверке грузовой таможенной декларации (ГТД). Свою основную роль в процессе таможенного оформления торговые термины «Инкотермс» играют при формировании таможенной стоимости декларируемой партии товара, которая наряду с условием поставки и пунктом доставки товара указывается в ГТД. Таможенная стоимость в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» состоит из собственно стоимости товара по внешнеторговому контракту (фактурной стоимости) и стоимости всех расходов и затрат по доставке товара на территорию России. Это могут быть следующие виды расходов:
стоимость расходов по доставке до порта, авиапорта или иного места ввоза товара на таможенную территорию РФ;
стоимость транспортировки;
расходы по погрузке, выгрузке, перевалке товара;
страховая сумма
комиссионные и брокерские вознаграждения;
стоимость многооборотной тары;
стоимость работ по упаковке и маркировке и ряд других возможных затрат.
Таможенная стоимость является основой для начисления таможенных пошлин и налогов, поэтому таможенные органы уделяют много внимания проверке ее соответствия, рассматривая пакет транспортных страховых и финансовых документов, поданных декларантом для таможенного оформления, основным из которых является внешнеторговый контракт.
Также на основании вышеупомянутого Закона, таможенная стоимость рассчитывается на момент пересечения товаром таможенной границы РФ при его ввозе на территорию России. Таким образом, при расчете таможенной стоимости товара стоимость его доставки и страховки по территории России может быть вычтена из общей суммы расходов по поставке товара.
Таможенное оформление товара на условиях терминов группы С.
Торговые термины группы С рассматриваются таможенными органами на и предмет соответствия виду транспорта, и на предмет необходимых для подтверждения таможенной стоимости документов. Т.е. перемещение товара воздушным транспортом на условиях CIF не повлечет за собой отказа в таможенном оформлении, но данный торговый термин при воздушной перевозке будет признан таможней некорректным, хотя для подтверждения таможенной стоимости вместе с остальными необходимыми для оформления документами таможней будет принята и авианакладная вместо отсутствующего морского коносамента.
Как уже упоминалось выше, таможенная стоимость товара может быть разбита с целью вычета транспортных и страховых расходов по территории РФ при ввозе товара на ее территорию.
Например, товар поступает получателю на условиях поставки CPT Москва и пересекает таможенную границу в пункте пересечения таможенной границы в Брянске.
Декларант может осуществить разбивку таможенной стоимости. При этом он обязан предоставить таможенным органам документы транспортной компании, подтверждающей стоимость транспортировки груза на двух этапах перевозки (от места отправления товара до Брянска и от Брянска до Москвы). Таможенные органы, рассмотрев предоставленные документы, принимают решение о достоверности заявленной стоимости, в результате чего соответственно уменьшается величина таможенных платежей.
Разбивка таможенной стоимости при поставке товаров на условиях терминов группы С возможна только при перевозке сухопутными видами транспорта, поскольку морские, речные и воздушные порты являются пограничными пунктами пропуска.
На основании вышеизложенного очевидно, что торговые термины Инкотермс при таможенном оформлении товаров играют ключевую роль при формировании таможенной стоимости товара, которая, в свою очередь, является основой для начисления таможенных платежей.

Комментарии группы D                                               

Термины группы D – термины доставки (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP).
D-термины отличны от C-терминов, так как в соответствии с D-терминами продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране импорта. Продавец обязан нести все риски и расходы по доставке товара до этого места. Таким образом, D-термины означают договоры прибытия, а C-термины говорят о договорах отгрузки.
При выборе одного из терминов группы D необходимо учитывать три фактора:
способ осуществления перевозки;
распределение расходов и рисков, связанных с разгрузкой товара в пункте назначения;
распределение обязанностей по выполнению таможенных формальностей, необходимых для ввоза товара.
Таможенное оформление.
Общие положения.
Следует иметь ввиду, что термины DES, DEQ традиционно используются при перевозке товара морем. Первый термин означает, что покупатель обязан забрать товар с судна. Согласно второму термину продавец должен доказать то, что товар разгружен на причал.
Использование остальных терминов группы D (DAF, DDU и DDP) может быть согласовано вне зависимости от вида транспорта. На практике, однако, термин DAF применяется главным образом в отношении железнодорожного транспорта; это означает, что обязанности продавца прекращаются с момента пересечения пограничного пункта страны, указанного в договоре. В нашей таможенной практике это обычно бывают железнодорожные пункты пропуска на российской (белорусской) границе.
При железнодорожной перевозке физическая передача товаров редко имеет место в пограничном пункте страны покупателя. Чаще всего продавец получает от железной дороги прямую железнодорожную накладную, обеспечивающую всю транспортировку до места назначения; он также оказывает покупателю содействие в выполнении необходимых таможенных формальностей и продвижении товара через третьи страны до места назначения. Однако продавец совершает это дополнительное содействие за счет и на риск покупателя.
Общепринятой практикой является возложение таможенных формальностей, необходимых для вывоза и ввоза товаров, на сторону-резидента данной страны. Поэтому в термин DEQ Инкотермс 2000 было внесено изменение , согласно которому по данному термину на покупателя возложено выполнение необходимых для ввоза таможенных формальностей, уплата таможенных платежей и иных сборов, взимаемых при ввозе товара. Таким образом, только по условию DDP указанные обязанности возлагаются на продавца.
Таможенное оформление товара на условиях группы D.

Как уже упоминалось в предыдущей статье, ключевую роль при таможенном оформлении товара играет формирование таможенной стоимости, которая, в свою очередь, зависит от условий поставки товара в соответствии с внешнеторговым контрактом.
Осуществляя таможенное оформление при условии поставки DAF, таможенная стоимость товара не подлежит изменению, т.к. на основании Закона РФ «О таможенном тарифе» расчет таможенной стоимости осуществляется до таможенной границы России. Пограничным пунктом страны, указанным в договоре при данном условии поставки, обычно указывают пункт пропуска на российской границе, например - DAF.Озинки. При этом следует учитывать, что таможенной границей РФ при ввозе товара является граница с республикой Беларусь, что обусловлено созданием единого таможенного пространства между Россией и Беларусью. Образно говоря, это самое «простое» условие поставки товара при проведении таможенного оформления.
А самым «сложным» условием поставки является термин DDP. Продавцу следует избегать применения данного термина, если он считает, что могут возникнуть трудности, связанные с ввозом в страну покупателя. Кроме того, согласно Статье 172 Таможенного Кодекса РФ таможенное оформление товаров может осуществлять только российское юридическое или физическое лицо. Поэтому продавец , принявший на себя обязательство по выполнению таможенных формальностей и уплате таможенных пошлин и налогов, оказывается не в состоянии воспользоваться преимуществами, которыми может пользоваться сторона-резидент.
Однако, если это необходимо, продавец или его экспедитор могут согласиться на выполнение данных условий поставки, но с исключением оплаты взимаемых при этом таможенных платежей. В этом случае термин DDP может быть использован с добавлением условия: «Исключены пошлины, НДС и иные взимаемые при ввозе официальные сборы».

Комментарии группы Е                                            

«Е» - термин возлагает на продавца минимальные обязательства: продавец должен лишь предоставить товар в распоряжение покупателя в согласованном месте – обычно в собственном помещении продавца.
В отношении термина EXW Франко завод общепринятым в коммерческой практике является оказание продавцом покупателю содействия в осуществлении погрузки товара на поданное покупателем перевозочное средство, что реализуется либо путем расположения на платформе товара для погрузки, либо путем погрузки товара на транспортное средство. Однако по условиям EXW оказание такого содействия не входит в обязанности продавца; он должен лишь обеспечить доступ покупателя к товару. При желании покупателя расширить обязанности продавца это согласовывается с ним во время заключения договора, например путем добавления после термина EXW указания «с погрузкой» (EXW loaded). Для того, чтобы было ясно кто несет риск утраты или повреждения товара покупатель или продавец, сторонам целесообразно уточнить данное дополнение «с погрузкой» путем детализации «с погрузкой на риск продавца» или «с погрузкой на риск покупателя».
Основным принципом «Инкотермс» является возложение на находящуюся в наилучшем положении сторону обязанностей по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза и ввоза, и по оплате связанных с экспортом и импортом расходов и иных сборов. Таким образом, согласно термину EXW на покупателя возлагается выполнение указанных обязанностей в отношении как вывоза, так и ввоза товара. Обычно желательно, чтобы таможенная очистка товара была организована стороной, постоянно проживающей в стране, в которой должна происходить эта очистка, или по крайней мере кем-либо, действующем от имени этой стороны. Таким образом, экспортер обычно проводит таможенную очистку для экспорта, в то время как импортер должен очищать товар для импорта. Однако, и в «Инкотермс-1990», и в «Инкотермс-2000» обязанности таможенной очистки при экспорте товара возлагаются на покупателя. Здесь есть определенная сложность и в свете российского таможенного законодательства. Например, Статьей 172 действующего таможенного кодекса установлено, что декларантом, то есть лицом представляющим таможенным органам товары для осуществления таможенного оформления, может быть только российское лицо. В результате таможенные формальности на условиях EXW могут быть выполнены только российским лицом, действующим от имени покупателя. На практике очень часто эту обязанность выполняет продавец. Покупатель возмещает продавцу все расходы, связанные с совершением содействия по осуществлению таможенного оформления.
Термин EXW Франко завод возлагает на продавца минимальные обязательства, поскольку продавец обязан предоставить товар на своем предприятии. Ни одна из сторон не имеет каких-либо обязательств в отношении другой стороны по заключению договора перевозки и страхования.
Таможенное оформление на условиях группы E.
С таможенной точки зрения четкое определение условий поставки в контракте и указание их названия согласно "ИНКОТЕРМС" в представляемых в таможню документах необходимо для проверки правильности заявляемой декларантом таможенной стоимости товара, так как основной метод определения таможенной стоимости -"метод по цене сделки с ввозимыми товарами" предусматривает включение в таможенную стоимость фактических затрат по приобретению и доставке товара до порта или другого места ввоза, независимо оттого, кем эти затраты были понесены. Таким образом, основными элементами таможенной стоимости являются:
цена товара;
затраты по доставке товара до таможенной границы РФ;
страхование перевозки товара.
Рассмотрим составляющие элементы цены сделки и момент перехода ответственности за выполнение своих обязательств при применении условий поставки группы E.
Девиз группы: покупатель получает готовый товар на складе продавца.
Условные сокращения:
ЦС – цена сделки;
ЦТ – цена товара;
ТР – транспортные расходы;
СТ - страхование;
ИТП – импортные таможенные платежи;
ЭТП – экспортные таможенные пошлины.
EXW с завода (в обусловленном месте)
ЦС = ЦТ
Краткая характеристика: продавец не отвечает за погрузку и экспортное таможенное оформление товара, если это не оговорено специально.
Таким образом, при ввозе товара по контракту на условиях EXW, цена товара является ценой сделки. Однако, необходимо также учитывать транспортные и иные расходы по доставке товара до таможенной границы РФ. Поэтому, осуществляя таможенное оформление, декларант предъявляет таможенным органам договоры о транспортировке груза и его страховании (если он был застрахован), которые заключаются покупателем самостоятельно.
Комментарии группы F                                             к оглавлению

Различие торговых терминов особенно проявляется при их распределении на четыре категории путем использования первой буквы в качестве индикатора соответствующей группы, к которой относится данный термин. Буква «F» означает, что продавец обязан передать товар определенному перевозчику свободным от риска (free of risk) и за счет покупателя.
«F» – термины предусматривают, чтобы продавец доставил товар для перевозки в соответствии с инструкциями покупателя, основная перевозка не оплачивается продавцом.
В редакции Инкотермс-2000 относительно предыдущей редакции Инкотермс- 1990 в толкования терминов FAS и FCA были внесены изменения, а именно:
В термине FAS обязанности выполнения таможенных формальностей, необходимых при вывозе товара, возложены на продавца, тогда как ранее это входило в обязанности покупателя;
В термине FCA уточнены обязанности продавца по погрузке товара на транспортное средство и обязанности покупателя по принятию прибывшего от продавца перевозочного средства неразгруженным.
Термин FCA является основным условием данной группы и может быть использован независимо от способа транспортировки; этот термин следует применять тогда, когда передача товара перевозчику не завершается при размещении товара вдоль борта судна или при пересечении борта судна. Торговые термины FAS и FOB применяются только при намерении осуществлять перевозку товара морским транспортом.
Обстоятельства, определяющие особенности передачи товара перевозчику, различаются в зависимости от способа перевозки и свойств товара. Поскольку покупатель обязан обеспечить перевозку, для него очень важно проинструктировать продавца относительно порядка передачи товара для перевозки. Покупатель также должен указать в договоре купли-продажи точное наименование пункта, где это произойдет. Даже если от продавца на условиях терминов группы F с учетом коммерческой практики требуется или он заявляет о намерении заключить договор перевозки, на покупателя тем не менее всегда возлагается риск отсутствия в силу непредвиденных обстоятельств ожидаемого перевозочного средства.
Таможенное оформление на условиях группы F.
С таможенной точки зрения четкое определение условий поставки в контракте и указание их названия согласно "ИНКОТЕРМС" в представляемых в таможню документах необходимо для проверки правильности заявляемой декларантом таможенной стоимости товара, так как основной метод определения таможенной стоимости -"метод по цене сделки с ввозимыми товарами" предусматривает включение в таможенную стоимость фактических затрат по приобретению и доставке товара до порта или другого места ввоза, независимо оттого, кем эти затраты были понесены. Таким образом, основными элементами таможенной стоимости являются:
цена товара;
затраты по доставке товара до таможенной границы РФ;
страхование перевозки товара.
Рассмотрим составляющие элементы цены сделки и момент перехода ответственности за выполнение своих обязательств при применении условий поставки группы F.
Девиз группы: продавец обязан доставить товар до транспортных средств указанных покупателем.
Условные сокращения:
ЦС – цена сделки;
ЦТ – цена товара;
ТР – транспортные расходы;
СТ - страхование;
ИТП – импортные таможенные платежи;
ЭТП – экспортные таможенные пошлины.
1) Франко-перевозчик FCA (в обусловленном месте)
ЦС=ЦТ+ТР (до обусловленного места)
Краткая характеристика: продавец выполнил свои обязательства, когда передал товар после экспортного таможенного оформления указанному покупателем перевозчику в обусловленном месте.
2) Свободно вдоль борта судна FAS (в указанном порту отгрузки)
ЦС=ЦТ+ТР (+ разгрузка на причале)
Краткая характеристика: продавец выполнил свои обязательства, когда товары размещены вдоль борта судна на причале или в лихтере в указанном порту отгрузки. Продавец обязан произвести экспортное таможенное оформление.
3) Свободно на борту судна FOB (в указанном порту отгрузки)
ЦС=ЦТ+ТР (+ погрузка на судно)+ЭТП
Краткая характеристика: продавец выполнил свои обязательства, когда товар перешел через поручни судна в указанном порту отгрузки. Продавец обязан произвести экспортное таможенное оформление товара.
Таким образом, используя вышеприведенные формулы для расчета таможенной стоимости на условиях поставки группы F, можно заранее рассчитать величину затрат при осуществлении сделки на данных условиях поставки.